Религия. Армяне были обращены в христианство благодаря деятельности св. Григория Просветителя (арм. Григор Лусаворич) в 301 или несколько позже, в 314 н.э. Таким образом, Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Хотя Армянская апостольская церковь изначально была самостоятельной, она поддерживала связи с другими христианскими церквами до первых вселенских соборов – Халкедонского (451) и Константинопольского (553), а затем сохранила тесные связи только с монофизитскими церквями – коптской (Египет), эфиопской и яковитской (Сирия). Армянскую церковь возглавляет католикос всех армян, резиденция которого находится в Эчмиадзине с 1441. Ему подчиняются четыре епархии (патриархии): Эчмиадзинская, Киликийская (с 1293 по 1930 резиденция в городе Сис, ныне город Козан в Турции, а с 1930 – в Антелии, Ливан), Иерусалимская (основанная в 1311) и Константинопольская (основанная в 16 в.).
С 12 в. небольшая часть армян стала признавать верховенство Римской католической церкви и папы Римского. Поддерживаемые доминиканскими миссионерами Ордена Иисуса (иезуитов), они объединились в Армянскую католическую церковь с патриаршей резиденцией в Бейруте (Ливан). Распространению протестантизма среди армян способствовали американские миссионеры-конгрегационалисты, прибывшие из Бостона в 1830. С тех пор существует много армянских протестантских конгрегаций.
Километрах в 20-ти на запад от Еревана в араратской долине расположен город Эчмиадзин – центр духовной жизни армян.
Эчмиадзинский кафедральный собор был построен в V веке, и до сих пор (!!!) это действующий кафедральный собор Армянской Апостольской Григорианской церкви.
Как бы там ни было, Армении, ставшей в 301 году первым в мире христианским государством, посчастливилось получить прививку чистого первородного Христианства прямо из Палестины без последующих византийских и других политических наслоений. Из ближайших соседей лишь Грузия вскоре тоже приняла христианство, а затем и Византия, после падения которой Армении суждено было уже навсегда остаться в почти полном окружении иноверцев (вначале язычников и зароастрийцев, а затем мусульман). Принятие христианства, по выражению Валерия Брюсова, большого знатока и переводчика армянской поэзии, навсегда обрекло Армению на положение маленького «авангарда Европы в Азии».
Километрах в 20-ти на запад от Еревана в араратской долине расположен город Эчмиадзин – центр духовной жизни армян.
Эчмиадзинский кафедральный собор был построен в V веке, и до сих пор
Формальная история проникновения христианства в Армению внешне традиционна. Первые апостолы новой веры преследовались, а Григорий, будущий первый святой, по имени которого названа церковь, был даже посажен в тюрьму, где просидел 15 лет. В 301 году тогдашний армянский царь Тиридат III заболел, вспомнили про Григория, выпустили из тюрьмы, он вылечил царя, а тот принял христианскую веру.
Классический сюжет: гонения, чудо исцеления и утвердившаяся вера. На самом деле, принятие Арменией христианства было, конечно, политическим шагом, утверждавшим ее отличность и независимость от соседей.
Как бы там ни было, Армении, ставшей в 301 году первым в мире христианским государством, посчастливилось получить прививку чистого первородного Христианства прямо из Палестины без последующих византийских и других политических наслоений. Из ближайших соседей лишь Грузия вскоре тоже приняла христианство, а затем и Византия, после падения которой Армении суждено было уже навсегда остаться в почти полном окружении иноверцев
На этом снимке колокольня Кафедрального собора в Эчмиадзине, пристроенная попозже, в ХIII веке, и это сразу видно: стены уже покрыты декором, то есть форма если еще и не заменяет, то начинает прикрывать содержание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий