немножко истории


Великая Армения




Великая Армения — древнее армянское государство на территории Армянского нагорья, простиравшееся от Евфратадо КурыКаспийского моряКордуенских гор и озера Урмия, существовавшее более 600 лет, начиная со 190 г. до н. э. по 428 г. н. э.

Термин «Армения» (Армина) впервые встречается в Бехистунской надписи персидского царя Дария I (конец VI в. до н. э.) для обозначения персидской сатрапии на территории бывшего царства Урарту. Из позднейших греческих источников известны две сатрапии с таким названием: Западная Армения и Восточная Армения. На территории последней наследственно правила династия Оронтидов (Ервандидов, арм. Ервандуни). После падения царства Ахеменидов под ударами македонцев, армянские земли оказались фактически независимыми. Правители Южной Армении признали власть Александра, но это признание оставалось чисто формальным: Александр сам не проходил через Армению, его военачальникам также не удалось проникнуть на её территорию. С конца IV в. до н. э. на территории Армении начинают складываться самостоятельные или полусамостоятельные государства. Сатрап Оронт (Ерванд) во время борьбы диадохов в 316 г. до н. э. создал независимое Айраратское царство. Около 220 г. до н. э. Айраратское царство Ервандидов было завоёвано Селевкидским царём Антиохом III Великим, объединившим эту территорию в одно наместничество с другими, ранее принадлежавшими Селевкидам, армянскими землями, которая стала называться Софена.

Делимитационные камни царя Арташеса I-го (189—160 до н. э.) найденные вСюнике (Зангезур)
По мере отхода заевфратской Малой Армении от основной линии развития древнеармянской государственности, обозначение «Великая Армения» приобрело также самостоятельное значение и превратилось в официальное название древнеармянского государства[8]. Именно в таком смысле оно употреблено в греческой надписи из Гарни 77 г н. э. царя Трдата I, (греч. Μεγάλη Ἀρμενία, Мега́лэ Армени́я — «Великая Армения»). Это название государства зафиксировано и в других надписях, например в надписи царя Трдатa III в начале IV века, найденной в Апаране[9]. Это же обозначение употребляется также в других иноязычных — латинских, персидских, грузинских, русских и др. источниках.
Уже в эпоху Арташеса, как сообщает Страбон, все население Армении говорило на одном языке — армянском.





Принятие христианства

В середине III в. Армения подвергается разрушительным нашествиям со стороны вновь возникшего царства СасанидовШапуру I удается подчинить себе Армению, Албанию и Иберию. Однако уже в 287 г. с помощью Рима на армянский престол вступает Тиридат III Великий[20]. В конце того же века, в298 г., по Нисибисскому миру Рим и Персия признали независимость Армении[20], уточнялись границы Армении с Римом и Персией. Страна была отнесена к сфере влияния Рима. Трдат III в 301 г. ввёл в Армении христианство как официальную религию. Удовлетворительная политическая обстановка начала IV века продолжалась и в период правления Хосрова III Котака. Хосров переносит царскую резиденцию из Арташата в Двин. Наследник Хосрова III царь Тиран своей политикой пытался сохранить независимость страны. В 337 г., несмотря на наличие мирного договора, в Армению вторгаются войска Сасанида Шапура II. Хотя война заканчивается победой армян, поддержанных Римом, Тиран был захвачен и трагически погиб. После неудачных попыток персов установить в Армении свое политическое влияние, на армянский престол был возведен сын Тирана Аршак II.

Великая Армения в I—IV веках, по карте-вкладышу ко II тому «Всемирной истории» (М., 1956) (Заштрихованы земли Великой Армении, отошедшие от неё к соседним государствам после раздела в 387 году)
В IV столетии в Армении формируются феодальные отношения. Будучи реформатором, Аршак II начал принимать меры с целью борьбы с феодализацией. Он основал город Аршакаван, где нашли свое убежище беглые крестьяне и рабы, которые получали также царские льготы. Такие меры вызвали недовольство нахараров, поддерживаемых церковью, которые привели государство в состояние гражданской войны. В конечном итоге Аршак почти полностью уничтожил многие мятежные роды, некоторые бежали из Армении, а другие вынужденно примирились с царем. В 367 г. Сасаниды снова вторглись в Армению; после переменных успехов армянский царь под предлогом переговоров был приглашен к Шапуру, где и погиб. Армянские города были разрушены, часть населения была угнана в Иран. В 370 г., не без вооруженной помощи римлян, воцарился Пап — сын Аршака II. В следующем 371 г. попытка Шапура II снова разорить Армению не увенчалась успехом. Сасанидские войска были разбиты совместными силами армян, иберов и присланных римлянами отрядов, а Шапур признал Папа царем Армении. Новый армянский царь продолжал политику отца в подавлении сепаратистских тенденций, стремился к укреплению царской власти[23]. Пап также не позволил рукоположить нового армянского католикоса епископу Кесарии, чем порвал организационные связи с византийским православием. Внешняя политика Папа (как считалось, проаринаская) спровоцировала разногласия с армянской церковью,нахарарами и спарапетом. В конце концов в 374 г. Императору Валенту при содействии армянских нахараров удалось организовать убийство армянского царя. После его смерти армянское государство шло к упадку, армянские цари и военачальники оказались бессильны перед угрозой с двух сторон. В 387 г. Армения была разделена между сасанидским Ираном и Римской империей. В римской зоне номинальная власть армянского царя была упразднена уже в 391 г., в сасанидской зоне Аршакиды продолжали править до 428 г..
Раздел Армении не привёл к распаду давно сформировавшегося армянского народа. После потери государственности одним из наиболее мощных факторов, объединявших армянский этнос, стала религиозная общность.

Государственно-политический строй


Интерьер мавзолея армянских Аршакидов,АхцкАрагацотн
В государственно-политическом строе Великой Армении существовала строгая иерархия, в которой, как и везде, выше всех стоял царь, принимавший и отправлявший послов, объявлявший войну и заключавший мир. Все высшие правительственные органы были сосредоточены при царском дворе. После царя шли так называемые бдешхи — правители четырёх окраинных провинции Гугарк, Цопк, Нор-Ширакан и Алдзник. После них следовали нахарары, должность которых передавалась по наследству и которые занимали важнейшие государственные посты. Например, должностьазарапета, который ведал финансами и налогами, была привилегией рода Аматуни и Гнуни, верховного полководца — спарапета — Мамиконянов, великого венцевозлагателя, короновавшего царя — рода Багратуни, должность мардпета, руководившего двором и личным хозяйством царя —евнухов из рода, так и называвшегося Мардпетакан. Играя крупную роль при дворе, в то же время они являлись вассалами царя или бдешха. Как правило все важнейшие вопросы, включая те, которые были связанны с внешней политикой страны, предварительно обсуждал совет нахараров. При армянском дворе все нахарары занимали места в строго иерархическом порядке, согласно особым «разрядным спискам» — Гахнамакам. Иерархия касалась и в внутри нахараского института, где отличались танутеры (главы родов), сепухи (рядовые члены рода) и наконец азаты, которые стояли ниже всех. Как одежда, так и головные уборы и обувь строго соответствовали социально-политическому статусу: так, у царя были красные сапоги, у бдешхов — один должен был быть красный, один зелёным, у нахараров — оба зелёные

Дворянские и княжеские роды Великой Армении


Армия


Зоранамак — государственная грамота, упорядочивающая количество и распорядок воинских сил в Великой Армении
Помимо постоянного царского войска, большая часть воинских сил выставлялась нахарарами. Во время войны численность армянской армии доходила до 100—120 тыс. чел.. Во время царя Папа в 370-х гг. количество царской конницы было увеличено до 90 000 тыс.. По Зоранамаку — особой воинской грамоте, определяющей количество воинов в армянской армии, нахарары распределялись по рангам в зависимости от количества воинов, которым они располагали. Основным родом войск была конница азатов, между тем как пехота, в которой служили шинаканы (крестьяне), имела второстепенное значение (эта черта была характерна также для армий парфянских Аршакидов и Сасанидов). Армянская конница славилась по всей Передней Азии.

География Великой Армении



Рек в Армении довольно много; наиболее известны Фасис и Лик, впадающие в Понтийское море (Эратосфен вместо Лика неверно называет Термодонт), в Каспийское — Кир и Аракс, в Красное — Евфрат и Тигр.

Великая Армения ограничивается с севера частью КолхидыИберией и Албанией по вышеуказанной линии, проходящей через реку Кир.

С запада — Каппадокией вдоль вышеуказанной части Евфрата и по линии Каппадокийского Понта до Колхиды через Мосхийские горы.

С востока — частью Гирканского моря от устья реки Кира до предела, лежащего под 79°45′—43°20′.

Карта Великой Армении (берлинское издание, 1869 г.)
Области Армении в части, заключающейся между реками ЕвфратомКиром и Араксом, суть следующие: у Мосхийских гор — Котарзенская, выше так называемых бохов; вдоль реки Кира — Тосаренская и Отенская; вдоль реки Аракса — Колтенская и ниже её Содукенская; у горы Париадра — Сиракенская и Сакасенская
 подробнее с историей ВЕЛИКОЙ АРМЕНИИ 
ознакомиться тут >>>> 
http://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_Армения#







Комментариев нет:

Отправить комментарий